Архитектурный историзм

15.07.2017

В рамках готического направления сложился так называемый свободный план, т. е. асимметричная живописная группировка примыкающих друг к другу архитектурных объемов. Архитектура XIX , а затем и XX в. сделает свободный план своим девизом; но мастера-классицисты хорошо владели этой манерой, если того требовала образная задача.

Обычно иррегулярную композицию имели небольшие загородные дворцы. Нередко хозяйственные постройки в дворцовых и усадебных комплексах — кухни, конюшни, погреба и пр.— тоже зачем-то делались «готическими».

«Китайское» направление представлено в основном «увеселительными» постройками, наивно и упрощенно имитировавшими силуэт, орнамент, некоторые детали китайской архитектуры. Впрочем, в обиходе были и подлинники — привозимые из Китая шелка, фарфор, лаковые вещи, мебель http://www.mebela.ru/catalog/ofisnye_stulya_i_konferents_kresla/ и другие произведения искусства, которые включались в оформление интерьеров в «китайском» стиле.

Классицистического канона, равно как и классицистического профессионального мышления, описанные выше отклонения от нормы не поколебали. Канон устойчив, как Российская империя, и его лишь оттеняют игры в «руины» или в «готику». Тем не менее опыт неканонического направления многое дал русской архитектуре. Он показал принципиальную возможность выхода за границы ордерного языка, возможность его совмещения с иными архитектурными языками, способность новых приемов конкурировать с «палладиевым вкусом» по силе художественного эффекта. Так исподволь готовился переход к архитектурному историзму.