Пасхалии с луновииком»

21.04.2016
Несмотря на такое официальное отношение к «бесовской науке», сам Иван Грозный верил подобным предсказаниям. Существует версия, что для объяснения одного небесного знамения он, незадолго до своей смерти, призвал волхвов-астрологов из Лапландии. И именно это дало повод Курбскому в письме от 2- 3 сентября 1579 г. обвинить царя в занятиях астрологией при посредстве волхвов от «далечайших стран» 21°.
Необходимо принимать во внимание и резкое обострение церковной реакции в XVI столетии, выразившееся и в жестоких гонениях еретиков всех направлений, и их казнях, и в особой непримиримости ко всякого рода литературе, шедшей с Запада, из «немец». Одной из причин этого гонения было то обстоятельство, что после падения Константинополя в 1453 г. русская церковь стала считать себя центром православия и борцом за его «чистоту» (отпор всему католическому). Это же привело к тому, что большим влиянием стали снова пользоваться книги и рукописи на греческом. Все, что приходило из католической Европы, было «несходно к русскому лравоверию». Даже просвещенный Максим Грек, вынужденный выступать против «Луцидариуса» и «италийских школ», в свое время подвергся на Руси гонениям. Начало этой реакции было положено несколько ранее, в конце XV в., когда новгородский архиепископ Геннадий после расспросов одного из послов («сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он очистил свою землю») предлагал инквизиторскими методами бороться с ними: «казнити да и проклятию предати». Это усиление церковной реакции могло только затормозить распространение естественнонаучной литературы на Руси, остановить же сам процесс роста интереса к этой тематике было уже невозможно и в силу направленности политики светской власти, понимавшей необходимость различного рода трактатов для образованности складывающегося государственного аппарата.
Историки астрономии только фиксировали факт массового распространения астрологической литературы в этот период, но не объясняли его.